(Статья была опубликована в сборнике трудов
Института истории Грузии Тбилисского государственного университета имени Иване
Джавахишвили, том X, 2016, Тбилиси.)
«В мышлении грузинского народа святой Георгий
занимает место древнего божества, главного у грузин,
связанного с лунным культом…»
акад. Иван Джавохишвили
В последнее
время я собрал большое количество материалов о Иосифе Джугашвили (Сталине).
Среди них особенно интересны ранее неопубликованные воспоминания крестного
Иосифа Джугашвили — Александра (Сандро) Михеиловича Цихиташвили, сына Михаила
Цихиташвили, датированные 1936 годом. Александр Цихиташвили пишет, что:
«Товарищ
Сталин — Иосиф Джугашвили — мой молочный брат… Мой отец Михака был шафером у
Бесо вместе с Яковом Эгнаташвили». [1] (Архив партийных органов Министерства
внутренних дел Грузинской ССР (МВДГССР ПА), фонд 8, описание 2 (I), дело 53,
стр. 1–6. *Шаферство Якова Эгнаташвили на свадьбе Бесариона и Екатерины
Джугашвили документально не подтверждается — прим. авт.)
По его
словам, именно «все эти обстоятельства побуждают меня осмелиться и считать
своим долгом рассказать всё, что я знаю, или что, по моему мнению, будет
полезно для дополнения биографии нашего вождя. Также я считаю своим долгом
передать всё, что слышал от своих родителей». [МВДГССР ПА, фонд 8, описание 2
(I), дело 53, стр. 1] (см. док. 1) Я подчеркиваю это обстоятельство, так как
воспоминания носят в основном субъективный характер, но в те времена любое
необъективное сообщение о Сталине каралось, по крайней мере, ссылкой в
отдаленные районы. Следовательно, для нас эти воспоминания в определенной
степени могут являться источником информации, отражающей реальность.
А.
Цихиташвили отмечает, что «предки Джугашвили не родились в Гори, они жили в
селе Гери, в уезде Гори, в долине Лиахви, и, как все жители этой долины, были
слугами Мачабели. Их главным храмом в Гери была икона Святого Георгия».
[МВДГССР ПА, фонд 8, описание 2 (I), дело 53, стр. 2] (см. док. 2)
Автор
воспоминаний приводит весьма интересные сведения не только о происхождении и
семье Бесо Джугашвили: «Южная Осетия до тридцатых годов (имеется в виду XIX век
— прим. авт.) была заселена грузинами-ахалкеевцами. Позже осетины начали массовое
переселение и обосновывались как хозяева на больших и малых склонах Лиахви…
Ахалкеевцы были вытеснены и вынуждены были спуститься в низины или смешаться с
новыми осетинами, деградировать, и действительно многие семьи
осетинизировались… Частично и Джугашвили, точнее Джугашвили». [МВДГССР ПА, фонд
8, описание 2 (I), дело 53, стр. 2]
Автор также объясняет расселение
грузинского населения на этих территориях следующим образом: «Сколько долго
грузины сопротивлялись ассимиляции, видно и сегодня по многочисленным старым
грузинским кладбищам с надписями на грузинском языке на перевалах Джава, Гупса
и особенно Роки. В последующие годы, особенно с тридцатых годов, эти надписи
исчезают, а их место занимают осетинские и русские транскрипции». [МВДГССР ПА,
фонд 8, описание 2 (I), дело 53, стр. 2–3] (см. док. 2–3)
По его мнению, именно из-за
волны осетинских хозяев большая часть грузинского населения была вынуждена
переселиться в другие регионы Грузии. Так поступили потомки предка Джугашвили —
дети Зуры или Зазы, которые переселились и обосновались в Кахетии, в селе Лило.
Автор лично часто слышал, что родители Сталина — Бесо и Кеке — часто вспоминали
Гери и иногда ходили туда в храм, как в семейное родовое святилище. [МВД ГССР
ПА, фонд 8, описание 2 (I), дело 53, стр. 3]
Эти
воспоминания интересны и с другой стороны. По словам автора, «Сосо родился в
декабре 1878 года… Ребенок был слабого телосложения, поэтому Бесо поспешил его
крестить, одновременно в честь главного храма рода, иконы Гери, его посвятили в
монахи до трёх лет». [МВД ГССР ПА, фонд 8, описание 2 (I), дело 53, стр. 5–6]
(см. док. 4) (Действительно, из архивных документов видно, что Иосиф Джугашвили
родился 6 декабря 1878 года и был крещён 17 декабря — прим. авт.
[Государственный исторический архив Грузии, фонд 440, описание 2, дело 38, стр.
11] (см. док. 5))
А.
Цихиташвили так описывает сохранившийся в Картли языческий ритуал «посвящения в
монахи»: «Ребёнка посвящали в монахи (т.е. «жертвовали» церкви — прим. авт.)
следующим образом: с назначенного дня ему отращивали волосы и не стригли их,
пока не прочитали молитвы. Наряжали в белое и праздничное. Покупали поросёнка и
выращивали до дня посвящения. Так поступил и Бесо. Ребёнку надели белую одежду
и уложили волосы. Поросёнок к трём годам стал жертвой, приближался день Гери.
За три дня до этого Бесо отправился из Гори с украшенной урной, женой и
ребёнком к иконе Гери. Сам маленький мальчик почти всё время был на руках,
чтобы молитва и благословение на долголетие сильнее действовали. Параклис
прочитал священник из Гери, волосы сбрили, надели белое и разноцветную одежду,
и с надеждой вернулись домой, чтобы родовое святилище сделало их сына
счастливым человеком». [МВД ГССР ПА, фонд 8, описание 2 (I), дело 53, стр. 6]
Автор также
отмечает, что «несмотря на параклис в Гери, Сосо в детстве был слабым. Особенно
сильно на нём сказалась болезнь, которая чуть не лишила его жизни. Хотя ребёнка
вылечили, следы болезни остались на лице и руках». [МВД ГССР ПА, фонд 8,
описание 2 (I), дело 53, стр. 6]
Эта
приверженность грузинской языческой традиции подтверждается и в воспоминаниях
матери Сталина, Екатерины (Кеке) Геладзе: «У нас родился третий мальчик.
Крещение мы ускорили, чтобы он не умер некрещёным, моя мать повесила на него на
шею Шану Святого Георгия (маленькую железную цепочку или металл для защиты от
дурного глаза — прим. авт.) и сказала Бесо: «Поедем в Гори, чтобы принести
жертву Богу»». *(Интересно, что прозвище Иосифа Джугашвили «Сталин» происходит
от русского слова «сталь» — металл, который древние грузинские кузнецы называли
«жёсткой железной сталью» — прим. авт.)
О традиции
«посвящения в монахи» в Картли периода язычества пишет и Иван Джавохишвили:
«Село Арбо, праздник Гери, праздник Святого Георгия 14–15 августа, этот
праздник называют Гери. Правильная дата — 21–22 августа, вторая — через неделю
28–29. На праздник собирается много народа со всей Картли: приносят жертвы —
овец и телят Святому Георгию, кто дал обет, надел белое, некоторых детей
посвящают в монахи».
Это подтверждается отчасти и в
неопубликованных воспоминаниях матери Александра Цихиташвили, Мариам
Цихиташвили. Она пишет, что крестным Иосифа Джугашвили был её муж Миха
(Михеил). По её словам, после смерти двух новорождённых детей «чтобы и этот не
пропал», супруги часто ходили в храм в селе Арбо. Мариам добавляет: «Сосо было
шесть лет, когда болезнь цветка его ослабила». [МВД ГССР ПА, фонд 8, описание
2(I), дело 53, стр. 50–54]
(
По другому моему, до сих пор
неопубликованному воспоминанию, автором которого является Екатерина Афшинайдзе,
в 1906 году Иосиф Джугашвили посещал дом учителя Илии Зарафишвили в городе
Телави. Илия Зарафишвили был человеком весьма образованным для своего времени,
корреспондентом газеты «Иверия», педагогом и известным общественным деятелем.
Именно он собирал и передавал Ивану Джавохишвили этнографический материал о
сохранившихся ритуалах культа Луны, связанных с культом Белого Георгия в
Кахетии. Среди прочих, вместе с Ильей Зарафишвили, в Телави в этот период
действовали известные педагоги и публицисты Николоз Мтврарелишвили и Васил Барнов,
интересовавшиеся изучением и демонстрацией ритуалов культа Луны и магических
практик.
Екатерина Афшинайдзе пишет, что она
росла в доме Илии Зарафишвили как воспитанница его семьи. По её словам, «у Илии
Зарафишвили была двоюродная сестра Кето Зарафишвили… учительница, которая была
активной социал-демократкой». [МВД ГССР ПА, фонд 8, описание 2(I), дело 3, стр.
273] Екатерина Афшинайдзе была с ней близка и помогала по мере возможностей, по
её словам, даже видела пули оружия (?!).
По словам Афшинайдзе, она лично
видела в доме Илии Зарафишвили Кобу Джугашвили, который там провёл ночь.
Зарафишвили говорил о нём как о очень хорошем человеке. В описании Е.
Афшинайдзе эта личность характеризуется так: «чёрноволосый, с мускулистым лицом
человек». [МВД ГССР ПА, фонд 8, описание 2(I), дело 3, стр. 273] О личности
этого человека ей непосредственно сообщила Кето Зарафишвили, сказав: «…это
Джугашвили, его зовут Коба… он приехал с Западной Грузии». [МВД ГССР ПА, фонд
8, описание 2(I), дело 3, стр. 274]
Согласно воспоминаниям Афшинайдзе, в
тот день в Телави утром прошёл митинг в Мухяне. Это событие произошло в
середине весны. [МВД ГССР ПА, фонд 8, описание 2(I), дело 3, стр. 274] На
основании анализа других мною найденных материалов можно допустить, что речь
идёт о весне 1906 года и о проведении митинга в так называемом «Мухяне» рядом с
Телави, на котором присутствовал Сталин.
Подтверждающие эту информацию
сведения содержатся в до сих пор неопубликованных воспоминаниях жителей Телави,
бывших старых революционеров, хранящихся в партийных архивах Министерства
внутренних дел Грузии. Они касаются приезда Иосифа Джугашвили (Сталина) в
начале 1906 года в Телави и соседние сёла и его революционной деятельности там.
В одном из этих документов, авторы
которого — жители города Телави, говорится: «Иосиф Джугашвили приехал в Телави
весной 1906 года и, насколько мы помним, товарищ Коба оставался в Телави более
двух месяцев. Товарищ Коба постоянно не находился в Телави. Он часто… ходил
вместе с Харебой Джибутом и Солией Бицкинашвили по различным сёлам Телавского
уезда, где созывались нелегальные крестьянские собрания и митинги… Под
руководством товарища Кобы в Телави был создан красный отряд против чёрных
дружин помещиков. Руководителями отряда были назначены Алекса Караулашвили,
Хареба Джибут, Солия Бицкинашвили, Мелитона, Аквесенти Сидамонидзе и другие».
*(Хареба Джибут, упомянутый здесь, был известным террористом и лидером группы
«Хареба и Гогия», а Солия (Солка) Бицкинашвили в то время был известным
социал-демократом-большевиком и террористом в Телави — прим. авт.)
Таким образом, можно высказать
предположение, что Иосиф Джугашвили — Сталин в молодости мог интересоваться
сохранившимися ритуалами старой грузинской веры, её обычаями и традициями.
Возможно, он частично знал отдельные элементы магии культа Луны, которые
использовали служители этого культа для управления людьми. Однако это выходит
за пределы моей компетенции и рамок данного исследования — для изучения этого
направления необходим специалист с соответствующими знаниями.
*(В начале XX века, весной 1906 года, в
Тбилиси, изучением сохранившихся элементов магии дохристианского периода,
включая культ Луны, интересовался известный мистик и философ Георгий Гурджиев,
приглашённый социал-демократами в нелегальную типографию в Авлабаре для
обучения изготовлению взрывчатых веществ. Таким образом, вышеуказанный материал
может служить дополнительным источником информации для исследователей,
работающих в этом направлении — Т.С.)
Во всяком
случае, в юности положительное отношение Иосифа Джугашвили к небесным светилам
— Луне —, как мне кажется, хорошо проявляется в стихотворении «Луна»,
написанном им в возрасте 17 лет:
P.S.
Я
проанализировал несколько исторических событий, которые были спланированы
Сталиным, и выявил закономерность. При анализе дат — экспроприация на площади
Еревана в Тбилиси (13 июня 1907 года); Сталинградская битва (началась 17 июля
1942 года); Курская битва (началась 5 июля 1943 года); Белорусская
наступательная операция «Багратион» (началась 23 июня 1944 года) — все эти
события имеют один общий момент. Эти дни приходятся на четвертый или пятый день
после полнолуния. Я считаю, что было бы интересно и необходимо изучить события
жизни Сталина и Сталина как советского лидера, а также его деятельность с учетом
указанной выше информации. Кто знает, возможно, это было секретом Сталина или
частью его оккультных знаний.
Заинтересованный читатель также может
ознакомиться с документальным фильмом Министерства внутренних дел Грузии
«Сталин и культ Луны».
на русском:
https://www.youtube.com/watch?v=JOvPZouqFck
No comments:
Post a Comment